• г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Фабричная д.64
  • 8(989)262-10-00
  • jbi-yug@mail.ru

История: Цемента в Новороссийске. Золотая гора.

  • 5 марта 2023

Кажется, наши горы были там всегда и цемент там добывали с незапамятных времен. Трудно поверить, что прошло более 140 лет с того знаменательного дня, когда был перемолот первый килограмм новороссийского «серого золота». Да, что! История нашего цемента замешана на царях и революционерах, гениальных дельцах и трудолюбивых героях, на открытиях, подвигах и тайнах. Обо всем этом НР постарается рассказать в серии публикаций перед тем, как ОАО «Новоросцемент» и весь Новороссийск отметят в декабре юбилей цементной отрасли. Вот это рухляки так рухляки! Природа позаботилась о процветании нашего цементного бизнеса. И она выполнила свою работу на полную катушку. Древняя меловая формация возникла из-за отложения мельчайших известковых отбросов, из которых состоит известково-цементная крошка (какое забавное слово!) и крекеры. «В одной из разновидностей этих рухляков, — говорится в статье начала прошлого века, — собраны все компоненты портландцемента, требующие только обжига и помола для приготовления цемента наилучшего качества». Уникальное месторождение было случайно обнаружено профессором химии из Праги Осипом Кучерой, посетившим наши края. Слухи о новороссийских мергелях в том же 1879 году дошли до столицы. 38-летний доктор химических наук Виктор Ливен, к тому времени основатель и владелец нескольких цементных заводов в России и Эстонии, доверился своему коммерческому чутью и приступил к созданию нового акционерного общества. В январе 1882 г. Государь Император утвердил устав «Общества Черноморского цементного производства». Среди учредителей, помимо Ливена, были барон Этьен Жирар де Сукантон, генерал-майор Леонид Адамович и Е.М. Мейер и К.

Как Шашин предпочитал синичку в руках - У истоков цементного производства, - говорит директор музея цементной промышленности Людмила Корнеева, - стояли выдающиеся личности, высококвалифицированные специалисты, получившие прекрасное техническое образование. В истории дореволюционного пролетариата фамилия Ливен встречается чаще других. В начале декабря 1882 года завод (его часто называли «Звездным», потому что, видимо, на товарном знаке была изображена шестиконечная звезда), построенный не только под руководством Ливена, но и по его чертежам, был введен в эксплуатацию. Через 12 дней он уже выпустил первую партию. За весь 1883 год было изготовлено 46 тысяч бочек цемента (чуть более 7 тысяч тонн).

Но все могло быть совсем иначе! Сегодня вполне можно назвать отцом-основателем человека по фамилии Шашин. Этот факт, как утверждают исследователи истории города Александр Герасименко и Сергей Санеев, долгое время умалчивался. «Шашин, купивший участок в 400 соток, построил на нем дом и собирался заняться выращиванием винограда. Кто-то посоветовал ему обратить внимание на месторождения цемента, и он сразу же заинтересовался идеей производства цемента. Приглашенные специалисты сделали пробный разрез горы и насчитали около 150 слоев цементной породы, а это обещало до 50 тысяч кубометров. саженей цементного камня, из которого можно было произвести не менее 30 млн пудов цемента на сумму около 12 млн руб. Но у Шашина не было ни знаний, ни средств заниматься цементным делом, и поэтому он в одно прекрасное время продал участок Рижской цементной компании за бесценок, всего за 25 тысяч рублей, тогда как за него можно было взять сотни тысяч рублей. это не более чем через пять лет. Вскоре после продажи участка он умер, а в его имении появились остзейские немцы», — вспоминал очевидец. Как бы то ни было, но уже в 1886 году газета «Северный Кавказ» писала: «Есть в Новороссийске известный цементный завод, которым управляет господин Ливен, завод работает так хорошо, что не в состоянии выполнить всех заказов. ”

15 лет "Звезда" была "Суперзвездой" Ливены передавали право собственности и руководство нынешним Пролетарием внутри семейного клана более тридцати лет. После Виктора Павловича на завод пришел Оскар Павлович, его младший брат, с 1911 года — племянник Оскара — Хуго Ливен. - При Оскаре Павловиче, - продолжает рассказ Людмила Николаевна, - иногда незаслуженно забытый завод доводил выпуск до миллиона баррелей цемента ежегодно, и тогда строились грандиозные планы. Так, погрузка цемента на суда и выгрузка угля привели к необходимости строительства каменного пирса, позволяющего принимать пароходы длиной от 60 до 145 метров. Морским транспортом цемент с Новороссийского завода Черноморского производственного общества цемента стал транспортироваться в российские и иностранные порты Черного моря, в Санкт-Петербург, Архангельск и на Дальний Восток России. В больших количествах он достиг Японии и Сан-Франциско. На 15 лет арс, Звезда была единственной в цементном небе района. Завод был гигантом в масштабах не только отечественной, но и мировой индустрии этой отрасли: за 15 лет никто не покушался на монополию Ливенов, не пытался урвать хоть кусочек от лакомого Маркотхского хребта. Только в 1898 году открывается фабрика товарищества «Цепь» (ныне «Октябрьская»). До революции нанимали также «Солнце» в Геленджике, «Бетон» (ныне Первомайский), «Титан», «Молот», «Утес», «Победа», «Орел» и «Атлас». «Невысокий, худой, седой и лысый»

«…Одним из главных акционеров, приехавших на охоту, был невысокий, худощавый, седовласый и лысый, 60-летний немец Ливен с орлиным носом, старший брат директора завода Оскар Ливен. Оскар Павлович был моложе своего брата на 5 лет, он был его полной противоположностью — крупный мужчина, небольшие седые усы и серые глаза, точно такие же, как у старшего брата, орлиный нос», — так говорил один из старых рабочих вспоминает отцов-основателей "Пролетариата" Ивана Ефимовича Щедрина. А вот Александр Леонтьевич Петыга говорит: «Все мастера были немцами. Когда мы, студенты, и даже взрослые рабочие не понимали, как это делать, немец орал по-немецки, ругался и называл их «свиньями». Иван Сергеевич Свиридов делится воспоминаниями о заполнении вакансий на заводе: «Человеков 40 стояло в два ряда, ждем. Взошло солнце, и вскоре из кабинета вышли директор и клерк. Было отобрано семь человек, остальным велено прийти через неделю, несмотря на то, что многие предлагали работать сколько хотят и за что угодно. Ему приказали снять рубашку, осмотрели мышцы, работают ли руки и ноги, видит ли и слышит ли рабочий, здоровы ли зубы. Все эти воспоминания относятся к 49-50-м годам. Могли ли тогда верные ленинцы вспомнить о чем-то другом? А забастовки и забастовки рабочих-цементников, протестующих против эксплуатации? Они тоже являются доказательством истории. Но, по другим сведениям, Оскар Ливен строил дома для рабочих, снабжал их родниковой водой, построил больницу и школу, где бесплатно учились дети рабочих. А после революции Хуго Гугович Ливен был назначен Главным управлением национализированных цементных предприятий Приновороссийского района «Цетроцемент» заместителем технического и административного директора завода. Фактически он выполнял все свои прежние функции по управлению заводом. Это также говорящий факт.

Завод ЖБИ Юг. Мы производим свой бетон нужного качества цемента, используем цемент местного производства. Из своего бетона изготавливаем жби по гостам. И доставляем железобетонные изделия (ЖБИ) в Новороссийске, Анапе, Геленджике и по Краснодарскому краю.