• г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Фабричная д.64
  • 8(989)262-10-00
  • jbi-yug@mail.ru

О строительстве византийских сводчатых систем глазами французских рационалистов XIX века. (2 часть)

  • 8 ноября 2023

2.1 Нойгришиш – Нео-грек Одним из наиболее благоприятных событий для развития византиноведения в Западной Европе стала встреча Фридриха Шлегеля с братьями Буассере, сыновьями богатого бельгийского купца и любителями средневекового искусства. В частности, один из двух братьев, архитектор Сульпис Боссере, признал строгую связь между греческой и средневековой архитектурой. Около 1810 года он действительно ввел термин Neugriechisch для обозначения церквей Рейнской области, которые, по его мнению, принадлежали к восточной культуре и, следовательно, непосредственно произошли от эллинской традиции. Друг Боссере, французский писатель и историк Людовик Вите, позже перевел термин Neugriechisch на неогреческий язык и использовал его для обозначения французских церквей, которые, с его точки зрения, напоминали византийскую культуру (Brownlee 1991). Виолле-ле-Дюк (1863) также принял во внимание концепцию неогрека: посредством этого термина он определил византийскую культуру как эволюцию римского искусства, пересмотренную через греческий дух: римляне имели огромную заслугу, импортировав конструктивный элемент свода, позднее переработанный по традиции, унаследованной греками.

2.2 Рисунки братьев Фоссати и Зальценберга, изображающие Святую Софию в Константинополе. Переосмысление Византии произошло не только благодаря интерпретации ее традиции как прямого потомка древнегреческого духа. Некоторые дальновидные деятели середины 1800-х годов видели в Византии богатый и идеальный мир, который можно было восстановить в своих странах. Среди прочего, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV стремился подражать древней модели империи Константина, приказав построить здания в неовизантийском стиле. С этой целью в 1847 году он поручил архитектору Вильгельму Зальценбергу-путешественнику в Константинополе изучить величайший пример этой традиции: церковь Святой Софии. В том же году молодой султан Абдул-Меджид поручил братьям Фоссати, Гаспаре и Джузеппе, восстановить константинопольскую церковь. Фактически в то время базилика находилась в упадочном состоянии, главным образом потому, что после 1573 года не было предпринято никаких существенных вмешательств. Первой целью двух братьев было сохранить структуру церкви, укрепив стены и купол, а также укрепив наклонные колонны, которые пострадали. от сейсмических событий и наземных осадок. Через год после начала работ под штукатуркой были обнаружены мозаики. Гаспаре Фоссати, осознавая историческую важность этого открытия, опубликовал альбом, посвященный султану, под названием «Айя София как недавно восстановленная» (Тетериатников, 1988). Из уважения к мусульманину он не включил в издание никаких изображений, связанных с христианской религией и ее символами. , а только общие виды внутри и снаружи церкви. Зальценберг заполнил пробел, оставленный Гаспаре Фоссати, и воспользовался имеющимися при реставрационных работах лесами, чтобы максимально точно воспроизвести мозаику (Зальценберг, 1854). Работы Фоссати и Зальценберга сыграли очень важную роль в византийском возрождении XIX века: иллюстрации Фоссати были изображены в сюрреалистическом стиле. атмосферы, тогда как те, что были разработаны Зальценбергом, подробно документировали мозаику и украшения, чтобы доставить удовольствие его королю и вдохновить дизайн современной неовизантийской архитектуры (рис. 1). Однако цель проиллюстрировать эти изображения как можно красивее заставила Зальценберга вернуть зданию состояние совершенства вместо того, чтобы отображать его реальное состояние (Bayley 2013). Поэтому важно учитывать конкретную цель, которую преследует каждый автор при разработке произведений.

2.3 Сен-Фрон де Перигё как французский прототип византийской архитектуры В отличие от немцев, французы определили византийскую архитектуру, присутствующую в их стране. По словам Феликса де Верней (1851 г.), Сен-Фрон в Перигё (рис. 2) был наиболее ярким примером французской византийской архитектуры; копия святого Марка в Венеции и построена как подражание древнейшей и уже не существующей церкви Святых Апостолов в Константинополе. Анализируя собор, он попытался определить границы византийских и романских традиций. Выработанные им предположения стали результатом около 10-летних путешествий и обследований на месте (Витет, 1853). Работы де Вернейля изучал также Эжен. Виолле-ле-Дюк, который в статье «Архитектура» своего «Словаря» назвал его «одним из самых выдающихся археологов», посвятив большой раздел восточному происхождению Франции (Виолле-ле-Дюк, 1854). Используя материал, предоставленный работами французского историка, Виолле-ле-Дюк предположил, что между Средиземноморьем и Востоком существовала линия влияния, которая, начиная от построек Рейнской области в Германии, около 988 года доходила до венецианских колоний Лиможа, необходимый шаг для развития византийской традиции в купольном архите Характер юга Франции.

(Мы продаем куб бетона по цене производителя с доставкой своим транспортом! Доставим бетон автобетоносмесителем в Новороссийске, Анапе, Геленджике и по Краснодарскому краю.)

2.4 Британский вклад в изучение византийской архитектуры В отличие от французской традиции, британские средневековые здания в основном имели готические черты. Из-за отсутствия осознания прямой связи с Византией интерес к этой традиции возник гораздо медленнее, чем во Франции и Германии. Британские знания византийской архитектуры в основном основывались на путешествиях некоторых членов международного движения искусств и ремесел. Эта группа считала очень важной технику мозаики, требующую больших навыков ручного труда, согласно которой архитектура и ремесло должны были быть тесно связаны друг с другом (Crinson 1996). На британские византийские знания также повлияли иностранные путешественники, такие как Андре Кушо, который рисовал планы, разрезы и фасады, сопровождаемые краткими описаниями некоторых церквей, которые он посетил во время своей поездки в Афины (Кушо, 1842). Несмотря на критику за некоторые неточности, эта работа была основным и важным справочным текстом для понимания, даже приблизительного и поверхностного, распространения средневековых построек в Греции. Кстати, о французской книге упоминали несколько британских авторов, изучавших византийскую и романскую архитектуру. В случае британских ученых изучение романских и византийских традиций было направлено на дальнейшее углубление готического стиля. Уильям Ганн (1819) ввел термин «романский стиль», обозначающий ту архитектуру, в которой преобладающим характером была арка (Waldeier Bizzarro 1992). Однако между несколькими определениями присутствует путаница, если учесть, что этот термин использовался как синоним «нормандского» и «византийского», и все они были без разбора приняты для обозначения тех архитектур, которые предшествовали готическому периоду. Лишь позже архитектурная ценность возобладала, и поэтому большее значение стало придаваться и византийским постройкам.

2.5 Генрих Хюбш и техностатическая пропорция Рундбогенстиля Среди исследователей, подчеркивавших круглый сводчатый элемент в романской и византийской архитектуре, следует упомянуть немецкого архитектора Генриха Хюбша. Точнее, он ввел термин «Рундбогенстиль», чтобы обозначить все конструкции, характеризующиеся круглыми арками и сводами, типичными конструктивными элементами как средневековых, так и новых построек. Он действительно спроектировал множество церквей и несколько общественных зданий и написал множество эссе, в том числе Über griechischeArchitektur [О греческой архитектуре] (Hübsch, 1822), что позже привело его к формулировке теории нового стиля In welchem Stylen sollen wir bauen. ? [В каком стиле мы будем строить?] (Хюбш, 1828 г.). Благодаря путешествиям по Греции и Италии он посетил греческую и римскую архитектуру, а также средневековые здания. В частности, он хвалил техностатические пропорции (так называемые «текностатики») исторических построек и считал важным придать это качество даже современной архитектуре. Техностатические пропорции контрастировали с архитектурными. В то время как последний касался функции здания, первый рассматривал структурное поведение конструктивных элементов в зависимости от свойств их материалов: каждый отдельный элемент, изготовленный из определенного материала, играл особую роль во всем поведении конструкции. С помощью техностатических пропорций он хотел достичь тектонического совершенства, свойственного греческой традиции. По его словам, действительно, древние греки довольно хорошо понимали структурные свойства древесины и правильно адаптировали ее к трабейной системе. Не так было с римскими нравами, которые были нацелены на внешний вид, а не на правильное использование конструктивных свойств конструкции и материалов. Он использовал пример римской «зацепленной колонны», определенной как первая ложь в архитектуре (Hübsch 1828). В отличие от древних римлян, средневековые строители понимали техностатические свойства, перенятые древними греками. Действительно, в готической и романской архитектуре строители в основном использовали для возведения арок и сводов небольшие куски камня и кирпича, наиболее подходящие элементы.