• г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Фабричная д.64
  • 8(989)262-10-00
  • jbi-yug@mail.ru

О строительстве византийских сводчатых систем глазами французских рационалистов XIX века. (1 часть)

  • 12 октября 2023

АННОТАЦИЯ: Исследование восточных особенностей западной средневековой архитектуры было сложным и запутанным с начала 1800-х годов, когда все большее число ученых стало интересоваться происхождением и развитием романских и византийских зданий. Это до сих пор остается открытым вопросом: несколько гипотез пытаются найти взаимосвязь между средневековыми архитектурами Востока и Запада, а также объяснение процессам их строительства, углубляя скудную, а иногда и трудно понятную историко-археологическую документацию, имеющуюся сегодня. Более углубленно, посредством конкретного рассмотрения французских исследований византийских куполов, кос и подвесок XIX века, настоящая статья направлена на то, чтобы понять, как эти конструктивные элементы анализировались французскими рационалистами. Таким образом, можно будет оценить правдоподобность принятых ими заявлений, сначала изучить их, а затем подвергнуть более эрудированному взгляду аудитория.

1. ВВЕДЕНИЕ

В Европе XIX века инновации и научный прогресс побудили элиту ученых постепенно почувствовать. Более того, на рубеже веков началась постепенная переоценка так называемых Темных веков как с политической, так и с религиозной точки зрения. Этот период больше не воспринимался как противопоставление классическому расцвету, а как его естественное развитие. Таким образом, историки, путешественники и архитекторы заинтересовались изучением средневековой архитектуры: сначала они исследовали готику, а затем определили и проанализировали романские здания (Crippa 1994). Для рассмотрения византийской традиции, глубоко укоренившейся на еще неизведанном Востоке, потребовалось больше времени. Из-за политической нестабильности (Рончи, 2002) страны Восточной Европы не имели возможности изучать собственную традицию, которая поначалу стала объектом интереса путешественников, прибывших с Запада. Переосмысление Византии фактически привело немцев к мысли, что их средневековая традиционная живопись пришла с Востока, что многие церкви, построенные преемниками Карла Великого в Рейнской области, были византийскими. Вместо этого французы называли византийскими те здания, которые мы теперь определяем как юго-западные романские (), тогда как британцы использовали этот термин для саксонских и нормандских церквей (Bullen 2003). В этом контексте византийские постройки стали не только зданиями, которые необходимо сохранить и отреставрировать, но и образцами дизайна, представляющими стиль новой эпохи. В частности, и немцы, и французы придавали большое значение строительному элементу купола в восточной традиции. Купола на подвесных системах распространились на протяжении всего средневекового периода, породив большие, сложные и сочлененные пространства, не разделенные периметром и сплошными каменными стенами.

(Мы продаем куб бетона по цене производителя с доставкой своим транспортом! Доставим бетон автобетоносмесителем в Новороссийске, Анапе, Геленджике и по Краснодарскому краю.)

Вопрос о том, каковы были истоки этой системы, спонтанно возник на протяжении 1800-х годов, и по этому вопросу открылась широкая дискуссия. Особенно французы, также мотивированные своеобразной схемой, характеризующей собор Сен-Фрон, пошли дальше: они пытались полностью понять конструктивные методы и практики так называемых византийских архитекторов и формулировали предположения, которые иногда вводили читателя в заблуждение. Они исследовали их, не только обращая внимание на геометрические конфигурации и формы, но и, исходя из исследований Эжена Виолле-ле-Дюка, представляли себе строительные процессы, анализируя расположение их тесаных камней, и, учитывая работы Огюста Шуази, разработали даже гипотезы о поведении конструкции. Как только мы поймем, как этих архитекторов интерпретировали французские рационалисты, мы сможем критически оценить достоверность их утверждений, получив тем самым более четкое представление о принятых ими критериях, сначала изучить их, а затем представить их более эрудированной аудитории. .