• г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Фабричная д.64
  • 8(989)262-10-00
  • jbi-yug@mail.ru

Первая индустриальная эпоха, XVIII век. Развитие технологии железа.

  • 7 Мая 2024

Во второй половине XVIII века развернулась серия событий, прежде всего в Англии, которые позже историки назовут первой промышленной революцией, которая оказала глубокое влияние на общество в целом, а также на строительные технологии. Среди первых из этих событий было крупномасштабное производство железа, начавшееся с работы Абрахама Дарби, который в 1709 году первым использовал кокс в качестве топлива в процессе плавки. Доступность железа способствовала развитию машин, в частности, паровой машины двойного действия Джеймса Уатта в 1769 году. Генри Корт разработал процесс изготовления кованого железа в 1784 году и в том же году построил первый прокатный стан, приводимый в движение двигателем паровая машина для производства отрезков кованых прутков, уголков и других форм. Чугун, который имеет более высокое содержание углерода, чем кованое железо, но более хрупкий, также производился в больших масштабах. Вскоре появились стандартные железные строительные элементы, указав путь к развитию металлических зданий.

Первые применения железа в строительстве были обнаружены за несколько столетий до индустриальной эпохи. Есть записи о подвесных мостах из железных цепей с деревянными настилами в Китае времен ранней династии Мин (1368–1644); некоторые из них, такие как мост Лю-Дун, объект знаменитой битвы во время Великого похода Мао Цзэдуна в 1935 году, сохранились в значительно отреставрированном состоянии. Другим примером являются железные натяжные цепи на куполах соборов Святого Петра и Павла. Но первым крупным чугунным сооружением индустриальной эпохи стал мост через реку Северн в Айронбридже. Построенный основателем железа Авраамом Дарби III между 1777 и 1779 годами, он имеет пролет 30 метров (100 футов) и состоит из пяти арок круглой формы, которые превращаются в паутину тонких железных ребер. Каждая арка была отлита из двух частей максимальным размером 21 метр (70 футов), которые было трудно переместить из литейного цеха на площадку и установить на место. Детали меньшего размера, с которыми было легче обращаться, характеризовали последующее быстрое применение железа в зданиях. Цельнолитые чугунные колонны использовались в церкви Св. Анны в Ливерпуле еще в 1772 году, а в 1790-х годах были разработаны полые трубчатые колонны повышенной эффективности. Впервые кованые фермы, состоящие из склепанных вместе плоских стержней, были использованы в 28-метровом (92 футах) пролете крыши Театра Франсэ в Париже в 1786 году архитектором Виктором Луи. Там железо использовалось не столько из-за его прочности, сколько из-за его негорючести, что, как надеялись, уменьшит опасность возгорания. По той же причине около 1800 года британская текстильная промышленность начала использовать частичные металлические каркасы в фабриках высотой до семи этажей. Полые чугунные цилиндрические колонны располагались на расстоянии около 3 метров (10 футов) по центру и поддерживали чугунные тавровые балки длиной до 4,5 метров (15 футов); перекрытия перекрыты кирпичными арками, опирающимися на нижние полки тавровых балок; по периметру балки опирались на каменные несущие стены, что придавало сооружению боковую устойчивость. Этот прототип здания с железным каркасом и наружными каменными стенами вскоре установил стандарт, который сохранялся до конца века. Полностью независимый железный каркас без каменных пристроек постепенно появился в ряде особых типов зданий. Первым скромным примером был рыбный рынок Хангерфорд (1835 г.) в Лондоне. Древесина была запрещена из-за санитарных требований; чугунные балки имели длину 9,7 метра (32 фута) с 3-метровыми (10 футами) консолями с каждой стороны, а полые чугунные колонны также служили водостоками с крыши. Вся боковая устойчивость обеспечивалась жесткими соединениями колонн и балок. Следующим типом, в котором использовался полный железный каркас, была теплица, которая обеспечивала контролируемую световую и тепловую среду для экзотических тропических растений в холодном климате Северной Европы. Среди первых из них был Пальмовый дом в Кью-Гарденс недалеко от Лондона; он был построен архитектором Децимусом Бертоном в 1840-х годах.

(Новороссийского завода ЖБИ Юг. +7 (989) 262-10-00. Бетонные смеси, Керамзитоблок, Лоток бетонный, Колодцы железобетонные и многое другое. Доставим в Новороссийске, Анапе, Геленджике и по Краснодарскому краю. +7 (989) 262-10-00)

Впечатляющая серия зданий из железа и стекла для зимних садов и выставочных залов продолжалась до конца века. Самым важным из них был Хрустальный дворец, построенный в лондонском Гайд-парке для проведения Великой выставки 1851 года. Это огромное здание длиной 564 метра (1851 фут) было построено полностью из стандартизированных деталей. Чугунные колонны несли железные фермы трех разных пролетов — 7,3 метра (24 фута), 14,6 метра (48 футов) и 21,9 метра (72 фута) — из клепаного кованого железа; Между фермами были хитроумные «желоба Пакстона», сделанные из деревянных сжимающих элементов над железными натяжными стержнями, которые предварительно напрягали древесину, чтобы уменьшить прогиб. Все эти сборные элементы были просто скреплены болтами или скреплены на месте, чтобы охватить пространство площадью 90 000 квадратных метров (1 000 000 квадратных футов) всего за шесть месяцев. Но главным триумфом Хрустального дворца стал его цельностеклянный корпус, выполненный из стандартных стекла размером 25×124 сантиметра (10×49 дюймов); огромное пространство было залито светом, который почти не прерывался прозрачным металлическим каркасом, — оно напоминало огромный светский собор, реализующий высшие амбиции средневековых каменщиков. Французы также построили ряд прекрасных выставочных залов из железа и стекла, в том числе один с пролетом 48 метров (160 футов) в 1855 году. Другие с несколько меньшими пролетами, но большими закрытыми помещениями, чем Хрустальный дворец, последовали в 1867 и 1878 годах. Железные фермы с застекленными крышами также использовались в навесах железнодорожных вокзалов, построенных по всей Западной Европе. Станция Нью-Стрит в Бирмингеме, Англия (1854 г.), имела навес для поезда с железной ферменной крышей длиной 64 метра (211 футов). Очевидно, это было первое здание, превышающее размеры Пантеона. Одним из крупнейших был вокзал Сент-Панкрас (1873 г.) в Лондоне, который имел застекленный зал, перекрытый 74-метровыми (243 футами) ферменными железными арками. После блестящих успехов середины века конструкция из железа и стекла была применена в более прозаической серии зданий, которые продолжали строиться до 1900 года.