• г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Фабричная д.64
  • 8(989)262-10-00
  • jbi-yug@mail.ru

ГОТИЧЕСКАЯ ФРАНЦИСКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЛЮЦЕРНЕ 13-16 века.

  • 15 Марта 2024

2.1 Назидание и модификации францисканской церкви Бывшая францисканская базилика — одна из немногих сохранившихся готических церквей в Швейцарии (Meyer 1998). История здания подробно описана двумя авторами (Meyer 1998; Reinle 1953): Построенный с 1269 года трехнефный неф разделен аркадами, которые поддерживаются пятью парами колонн. Длинный хор с многоугольным замыканием перекрыт позднеготическим ребристым сводом. Вероятно, строительство было завершено к концу 13 века. Хоровая перегородка, отделявшая хор от нефа, была снесена в 1733 году во время барочной реконструкции церкви. В период между завершением строительства готической церкви и периодом барокко было сделано несколько расширений и изменений. Наиболее масштабные вмешательства включали подъем боковых нефов и расширение оконных проемов, а также замену аркадных колонн в середине 16 века. Отсутствие симметрии между проемами эркера и окнами привело Рейнле (1953), среди других, к предположению, что высота и пролеты аркад были увеличены. Однако недавние исследования показали, что аркады остались неизменными и что основания и цоколи опор периода строительства использовались в качестве фундамента для новых колонн, что привело к увеличению уровня пола на 60 см.

2.2 Следы камнеобработки 16 века. Круглые колонны, обновленные в 1554 году, переходят прямо в аркады без капителей. Перед ними со всех четырех сторон размещаются пилястры. Обнаружение оригинального постамента во время реконструкции в 1988 году показало, что колонны периода строительства, вероятно, также имели аналогичную форму. Столбы и пьедесталы сделаны из серого песчаника и имеют следы двух разных инструментов. Изолированные, более глубокие точечные отверстия образуются, когда каменщик использует заостренное долото или каменный топор с двумя заостренными краями.

(Новороссийского завода ЖБИ Юг. +7 (989) 262-10-00. Бетонные смеси, Керамзитоблок, Лоток бетонный, Колодцы железобетонные и многое другое. Доставим в Новороссийске, Анапе, Геленджике и по Краснодарскому краю. +7 (989) 262-10-00)

Каменщик удерживает и позиционирует заостренное долото одной рукой и наносит удары молотком. Напротив, каменный топор с двумя заостренными лезвиями управляется обеими руками. Поскольку оба инструмента оставляют на поверхности очень похожие следы, четко идентифицировать их сложно. Комбинированные инструменты с двумя разными режущими кромками обеспечивают более эффективную работу и существовали еще в средневековый период. Поэтому такой инструмент, по крайней мере, с одной заостренной кромкой, возможно, использовался и для постаментов. Эти инструменты обычно используются для первоначальной обработки блока натурального камня, чтобы выровнять его поверхность. Отдельные участки стоек выполнены без периферийных кромок. На следующем этапе грубо обработанная поверхность была сглажена другим инструментом. Тонкие линии, созданные этим инструментом, проходят под разными углами по поверхностям колонн и пьедесталов; но внутри кубоида они расположены регулярно и в основном параллельно друг другу. Линии на столбах часто очень тонкие, так что поверхность некоторых кубоидов кажется почти полированной, а следы видны только в боковом свете. Вероятно, они вызваны каменным топором с прямыми краями Этот инструмент использовался на протяжении всего средневековья для обработки довольно мягких камней, и каменщик держал его обеими руками. Как упоминалось ранее, использование комбинированного инструмента, в данном случае, вероятно, каменного топора с заостренным и прямым лезвием, было бы разумным. Это позволило бы каменщикам использовать один и тот же инструмент для разных этапов работы. Пьедесталы имеют квадратный план и состоят из отдельных тесаных блоков с узкими растворными швами. В качестве декоративных элементов они имеют небольшие треугольные выступы на четырех внешних углах. Переходы к колоннам вырезаны в самых верхних тесаных камнях пьедесталов и представляют собой четырех листники, пирамиды и основание, пронизанное кольцом. Все постаменты на колоннах видны отремонтированные или замененные участки, обработка поверхности которых была точно адаптирована к древней каменной обработке. Их можно четко идентифицировать по дифференцированной окраске и более четко выраженным краям и декоративным элементам по сравнению с первоначальными участками. Хотя некоторые участки 1554 г. сильно эродированы, видны тонкие линии режущей кромки инструмента. Их длина составляет 4,5–6,5 см. Они проходят по поверхности параллельно, перпендикулярно или по диагонали. Линии по периферийному краю шириной примерно 2 см выполнены небольшой стамеской и проходят горизонтально или по диагонали, но не на каждом камне, а только на внешних краях постамента. Данное условие позволяет сделать вывод, что финальный этап обработки после совмещения отдельных кубоидов планировался из начало. То, что линии внутренней поверхности пересекают стыки кубоидов, является еще одним аргументом в пользу этого вывода. Согласно выводам, вырезки по краям должны были быть сделаны под относительно плоским углом к долоту. Внутренняя поверхность образована тонкими линиями, идущими параллельно друг другу. Исследование следов позволяет предположить использование каменного топора с прямыми лезвиями. Отдельные линии показывают, что каменщик вел инструмент довольно круто. Упомянутое выше наблюдение за линиями, пересекающими границы отдельных кубоидов, относится и к границам между обновленными и исходными областями. При использовании бокового источника света существенных различий в обработке обнаружить невозможно. Практически одновременно с возведением позднеготических аркадных колонн францисканского костела в непосредственной близости было возведено здание с весьма дифференцированными стилистическими особенностями, каменная обработка которого будет рассмотрена для сравнения.