• г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Фабричная д.64
  • 8(989)262-10-00
  • jbi-yug@mail.ru

Романский и готический.

Каменное строительство.

  • 27 декабря 2023

Исчезновение римской власти в Западной Европе в V веке привело к упадку строительных технологий. Производство кирпича стало редкостью и возродилось только в 14 веке. Пуццолановый бетон полностью исчез, и только в 19 веке искусственный цемент смог сравняться с ним. Было также утрачено использование куполов и сводов в каменном строительстве. Строительные технологии упали до уровня железного века, примером чему служат бревенчатые конструкции, стены из утрамбованной глины, сырцовый кирпич, плетень и мазня. В этот же период в Китае при династиях Суй (581–618) и Тан (618–907) развивались передовые строительные технологии. В III веке до завершения строительства Великой стены длиной около 6400 километров (4000 миль), проходящей по извилистой тропе по контурам пересеченной местности, она продемонстрировала выдающиеся достижения в технологии каменной кладки, логистике и методах съемки. Мост Ан-Чи, построенный около 610 г. н. э. в провинции Хэбэй, имел каменную арку пролетом 37,5 метра (123 фута), что намного превышало пролеты арок римского моста в Алькантаре. Была проведена также обширная работа по созданию тяжелых деревянных каркасов (в первую очередь для храмов) и построены каменные башенные пагоды высотой до 60 метров (200 футов); широко использовался также обожженный кирпич. Эти элементы китайской строительной технологии установили высокий стандарт качества, который сохранялся до 19 века.

Каменное строительство

Исследуйте Шпейерский собор в Германии, который изображает имперскую власть Конрада II. Начиная с IX века появились первые признаки возрождения каменного строительства в Европе. Палатинская капелла Карла Великого в Аахене (освящена в 805 г.) с восьмиугольным сегментированным куполом длиной 14,5 метров (47 футов) является ранним примером этой тенденции. Но романский стиль, построенный «на римский манер» с каменными арками, сводами и куполами, охватывающими внутренние помещения, на самом деле возник только во второй половине 11 века. Своды вновь появились в таких сооружениях, как собор Сантьяго-де-Компостела в Испании (начало 1078 г.) и собор Святого Сернина в Тулузе (начало 1080 г.). Крестовый свод, поднятый на колоннах, снова был замечен в Шпейерском соборе (1030–1065 гг., реконструирован ок. 1082–1137 гг.) и Даремском соборе (1093–1133 гг.), а также на куполах базилики Св. Марка в Венеции (конец XI века) и собор Сен-Фрон в Периге (1120–1150) ознаменовал восстановление всего спектра римских структурных форм. Все эти здания были построены Римско-католической церковью, которая в этот период распространила свое влияние по всей Западной Европе. Один современный летописец писал, что земля словно «оделась в белую одежду церквей», белую потому, что они были новые и построены из камня. С 1050 по 1350 годы в одной только Франции было добыто камня больше, чем за всю историю Древнего Египта — достаточно, чтобы построить 80 соборов, 500 больших церквей и десятки тысяч приходских церквей. Великую строительную кампанию средневековья называли «соборным крестовым походом», она была столь же страстным аналогом великих военных авантюр по возвращению Святой Земли.

(Мы продаем куб бетона по цене производителя с доставкой своим транспортом! Доставим бетон автобетоносмесителем в Новороссийске, Анапе, Геленджике и по Краснодарскому краю.)

Джеймс Пейн и Роберт Адам: Кедлстон-холл Западная архитектура: Строительные материалы Для этого огромного предприятия потребовалось множество каменщиков, которые работали как свободные мастера, организуясь в общества или гильдии. Они курировали добычу камня, контролировали процесс обучения новых членов, а также выполняли всю резку и укладку камня на строительной площадке. Основные инструменты средневековых каменщиков мало чем отличались от египетских, но у них были большие пилы с водяными колесами для резки камня, а также значительные машины для подъема и перемещения материалов. Их технические знания держались в строжайшем секрете; он включал правила пропорций для общего планирования и для определения безопасных размеров элементов конструкции. Один сохранившийся альбом с рисунками мастера-каменщика Виллара де Оннекура демонстрирует острую наблюдательность, любовь к механическим устройствам и, прежде всего, представление о геометрической форме, лежащей в основе работы, но он дает лишь дразнящие кусочки информации о реальных строительство. Жан Миньо, один из мастеров-каменщиков Миланского собора, резюмировал их подход фразой ars sine scientia nihil est: «искусство без науки — ничто»; то есть навыки строительства, полученные на основе практического опыта (ars), должны быть умерены и направляться точными принципами (scientia), которые считались воплощенными в теоремах геометрии, единственной науки средневековья. Но с помощью этих ограниченных средств масоны смогли добиться больших успехов. У романских масонов было два покровителя: церковь и государство. Государство строилось в основном для военных целей, а восстановленная римская каменная кладка была подходящей для замков и укреплений. Но у церкви были и другие интересы, которые толкнули развитие каменного строительства в новых и смелых направлениях. Св. Августин писал, что свет есть самое непосредственное проявление Бога. Именно эта идея привела к поиску способов внести в церкви все больше и больше света, открывая все большие окна в стенах, пока не появился новый вид прозрачного каменного скелета. Круглые крестовые своды и каменные арки, вдохновленные римлянами, были тяжелыми и нуждались в тяжелых стенах и опорах, чтобы выдержать удары; окна, которые они предлагали, были маленькими. Средневековые каменщики обнаружили, что существует более эффективная форма арки, чем классический круг. Эта форма представляет собой цепную кривую, то есть форму, образованную цепью, когда она висит под собственным весом. Но вера каменщиков в геометрию и совершенство круглых форм побудила их аппроксимировать форму цепной линии двумя круглыми сегментами, которые сходились в точке наверху, так называемой готической арке. Такие арки можно было сделать тоньше, поскольку они более эффективно направляли сжимающие силы, проходящие через них, и позволяли делать большие проемы в стенах. Тяжелые опоры, принимавшие на себя боковую нагрузку сводов крыши, вскоре превратились в полуарки или контрфорсы, что позволило еще большему количеству света проникать в неф. Чтобы поглотить силы, текущие через каменный каркас, требовался массивный фундамент; часто объем камня под землей был больше, чем над землей. Для дальнейшего облегчения нагрузок сами своды сделали тоньше за счет введения ребер на пересечениях их криволинейных поверхностей, называемых пахами. Ребра сооружались с помощью несущей опалубки или центровки из дерева; Необходимо было тесное сотрудничество между плотниками и каменщиками. Искривленные поверхности камней между ребрами, вероятно, были уложены с помощью небольшой опалубки, используя только раствор; Кирпичные своды до сих пор строят таким образом на Ближнем Востоке. Раствор использовался не только для приклеивания в качестве строительного устройства, но и позже для проверки на наличие трещин растяжения, которые были признаками возможного разрушения; Таким образом, раствор служил средством контроля качества, помогая сохранять конструкцию в сжатом состоянии.

Нефы соборов делали выше, чтобы собирать больше света; Амьенский собор (начало 1220 г.) имел высоту 42 метра (140 футов), и, наконец, в 1347 году собор Бове достиг максимальной высоты в 48 метров (157 футов), но его своды вскоре обрушились, и его пришлось перестраивать. Пролеты нефов готических церквей оставались довольно небольшими, от 13 до 16 метров (от 45 до 55 футов); лишь несколько поздних экземпляров имеют более длинные пролеты, самый большой из которых составляет 23 метра (74 фута) в соборе Жироны (завершен в 1458 году). После того, как в 14 веке энтузиазм крестового похода соборов утих и основная ткань большинства соборов была завершена, появился новый элемент для дальнейшего испытания мастерства каменщиков и плотников: шпиль. Шпиль был скорее символом местной гордости, чем частью теологического поиска большего количества света, но он поднимал интересные технические проблемы. В соборе Солсбери шпиль был построен над пересечением нефа и трансепта, который не был предназначен для его размещения; высокие опоры перехода начали прогибаться под дополнительным весом. Между опорами пришлось добавить сетчатые арки, чтобы предохранить их от коробления; По-видимому, это был первый случай, когда каменные колонны были тонкими и достаточно сильно нагруженными, чтобы можно было наблюдать, как они сгибаются или деформируются - позже такое действие станет серьезной проблемой при проектировании металлических колонн. Шпиль Солсбери представляет собой искусную составную конструкцию, состоящую из каменной облицовки, наложенной на деревянный каркас и связанной у основания железными лентами, чтобы предотвратить растекание; Когда строительство было завершено в 1362 году, он поднялся на общую высоту 123 метра (404 фута). Страсбургский собор добавил шпиль высотой 144 метра (475 футов) в 1439 году, а верхний предел был достигнут в соборе Бове в 1569 году, когда ему было 157 футов. Завершено строительство шпиля высотой 516 футов; Шпиль Бове рухнул в 1573 году и так и не был восстановлен, что стало последним печальным эпилогом крестового похода собора.