• г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Фабричная д.64
  • 8(989)262-10-00
  • jbi-yug@mail.ru

История. Ренессанс. Возобновление купольной конструкции.

  • 2 Марта 2024

Угасание крестового похода собора в конце 14 века привело к упадку международного готического стиля, практиковавшегося мастерами-каменщиками. В этот период возникающие национальные государства Европы начали конкурировать с церковью как центрами власти. Для этих новых наций Римская империя была образцом национального государства, и казалось уместным, что они использовали римские строительные формы как символы своей власти – особенно круглую арку, свод и, прежде всего, купол, следуя за могучим куполом. пример Пантеона. С 1350 по 1750 годы большая часть строительных технологий была сосредоточена на купольной церкви, которая стала символом не только религиозной веры, но также национальной и городской гордости. Произошел сознательный отказ от готических форм в пользу идеологической привлекательности Рима. Такое отношение привело к расколу между процессами проектирования и строительства и к появлению первых архитекторов (слово, происходящее от греческого Architekton, означающее главный мастер), которые задумывали форму здания, в отличие от строителя, который воплощал его в жизнь. это. Первым зданием, проектировщиком и строителем которого были отдельные лица, была колокольня Флорентийского собора. Проект был разработан художником Джотто и построен каменщиками собора с 1334 по 1359 год. Строительство самого флорентийского собора было начато в готическом стиле Арнольфо ди Камбио в 1296 году. Но в 1366 году город Флоренция, следуя советам некоторых художников и скульпторов, решил, что готика больше не должна использоваться и что все новые работы должен следовать римским формам, включая восьмиугольный купол длиной 42 метра (138 футов), который будет построен в восточной части нефа. Купол не был построен до начала 15 века, когда Филиппо Брунеллески, ювелир и скульптор, начал изготавливать статуи для собора. Постепенно он заинтересовался самим зданием и построил несколько его небольших частей. Примерно в 1415 году он подготовил проект купола, который смело предлагал построить без помощи опалубки, которая была абсолютно необходима во всех предыдущих римских и готических постройках. Он построил кирпичную модель купола в масштабе 1:12, чтобы продемонстрировать свой метод; проект был принят и построен под его руководством с 1420 по 1436 год. Таким образом, Брунеллески был первым настоящим архитектором, который придумал форму здания и методы его реализации и гарантировал его работоспособность; он демонстративно отказался от членства как в цехах каменщиков, так и в цехах плотников. Купол Брунеллески состоит из двух слоев: внутреннего купола, охватывающего весь диаметр, и параллельной внешней оболочки, защищающей его от непогоды и придающей ему более приятную внешнюю форму. Оба купола поддерживаются 24 каменными полуарками или ребрами круглой формы, толщиной 2,1 метра (7 футов) у основания и сужающимися до 1,5 метров (5 футов), которые сходятся в открытом каменном сжимающем кольце наверху. Чтобы противостоять толчку наружу, между ребрами горизонтально проходят каменные кольца, скрепленные металлическими скобами. Существуют также связующие кольца из дубовых брусьев, соединенные металлическими соединителями. Пространства между ребрами и связующими кольцами перекрыты внутренней и внешней оболочкой, первые 7,1 метра (23 фута) из камня, а выше - из кирпича. Вся конструкция была построена без опалубки, круговые профили ребер и колец поддерживались системой измерительных проволок, закрепленных в центрах кривизны. Брунеллески, очевидно, достаточно разбирался в структурном поведении купола, чтобы знать, что, если бы он был построен горизонтальными слоями, он всегда был бы устойчивым и не требовал бы центрирования древесины. Он также разработал сложные деревянные машины для перемещения необходимых строительных материалов как по вертикали, так и по горизонтали. Брунеллески, почти сравнявшийся по размерам с каменным Пантеоном, был провозглашен человеком, который «обновил римскую каменную кладку»; купол был установлен как образец построенной формы.

Следующим великим куполом эпохи Возрождения был купол базилики Святого Петра в Риме, строительство которого было начато Папой Юлием II в 1506 году. Технология была очень похожа на купол Брунеллески, а диаметр почти такой же. Конструкция купола претерпела множество изменений и просуществовала почти 80 лет. Основными участниками проекта были художник и скульптор Микеланджело, который служил архитектором с 1546 по 1564 год, а также архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, под руководством которых он был наконец построен в 1580-х годах. Купол был значительно тоньше флорентийского и укреплялся тремя связующими кольцами из непрерывных железных цепей. На нем образовалось множество трещин, и в 1740-х годах для его дальнейшей стабилизации были добавлены еще пять цепей. Поскольку при строительстве купола использовалась проверенная технология, большая часть конструкции выполнялась на бумаге с чертежами.

(Новороссийского завода ЖБИ Юг. +7 (989) 262-10-00. Бетонные смеси, Керамзитоблок, Лоток бетонный, Колодцы железобетонные и многое другое. Доставим в Новороссийске, Анапе, Геленджике и по Краснодарскому краю. +7 (989) 262-10-00)

Еще одним большим куполом этого периода был купол собора Святого Павла в Лондоне, построенный с 1675 по 1710 год английским архитектором сэром Кристофером Реном. Только на ранних стадиях процесса проектирования y использовались две физические модели; более поздние усилия включали обширные рисунки и, по-видимому, также математическое моделирование с численными расчетами. Рен начал свою карьеру как математик и физик и был профессором астрономии в Оксфорде с 1661 по 1673 год, прежде чем стать штатным архитектором. Таким образом, благодаря этому опыту он смог извлечь выгоду из первого теоретического определения цепной кривой как наиболее эффективного профиля арки и купола, которое было опубликовано шотландским математиком Дэвидом Грегори в 1697 году. Решение Рена для купола, которое имеет диаметром 34,5 метра (113 футов) представлял собой серию из трех вложенных друг в друга раковин, из которых средняя является истинной структурой. Этот средний купол построен из кирпича почти конической цепной формы из-за большой сосредоточенной нагрузки фонаря наверху и удерживается железными цепями; он поддерживает деревянный каркас с треугольными связями, к которому прикреплена внешняя обшивка из свинцовых листов. Внутри среднего купола находится более мелкий цепной купол, который несет только свой вес и служит потолком внутреннего пространства. Скрытая конструкция Рена, к которой были применены желаемые внутренние и внешние формы, стала стандартным архитектурным приемом.